Наверх
Компания ОС3
Виртуальный мир — реальный результат!

Статьи

Москаленко Константин Лариусович, Серебряков Дмитрий Олегович, Надежина Ольга Константиновна, Максимов Сергей Николаевич Компания «ОСӠ», г. Москва Веселов Михаил Викторович, Угольников Олег Станиславович ИКИ РАН (www.iki.rssi.ru), г. Москва

С помощью программно-аппаратного решения «ОСӠ. Кубосвод» можно создать альтернативу купольному планетарию и практически на каждом уроке астрономии проходить материал с использованием наглядного пособия — полнокупольной проекции звездного неба — в обычном школьном классе.

Согласно официальному заявлению министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, курс астрономии снова появится в школах с сентября 2017 года. Разработан проект Приказа о внесении изменений в ФГОС среднего общего образования с перечнем требований, чему должны научиться школьники на уроках астрономии [1]. Так, на базовом уровне, согласно проекту, ученики должны получить представление о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, знать основные астрономические термины. На углубленном уровне школьники должны понимать связь физических законов, открытых в земных условиях, и явлений во Вселенной.

Изучение астрономии трудно себе представить без посещения планетария и наблюдения за звездами и планетами в телескоп. Однако маловероятно, что походы в планетарий будут включены в программу (тем более что планетарии существуют только в самых крупных городах России). Как же подойти к преподаванию астрономии на новом уровне, с учетом развития информационных технологий в современном образовании?

Высокий уровень специалистов предприятий-разработчиков позволил в буквальном смысле создать аналог планетария для школьного класса. Компания «ОСӠ», верная своей миссии — развивать познавательный интерес детей и молодежи от случайного любопытства к устойчивой научной любознательности — и заветам М.В. Ломоносова, согласно которым «в основе обучения должен лежать познавательный интерес, вызывающий творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений» [2], разработала междисциплинарный учебный комплекс, с помощью которого можно изучать почти любую тему по астрономии и другим предметам с помощью полнокульпольной проекции видео различных форматов: сферического видео («Рыбий глаз»), адаптированного под сферическое зеркало видео, видео 360°.

Программно-аппаратный комплекс «ОСӠ. Кубосвод» [3] — оригинальное современное ИТ-решение для демонстрации в реальном времени сферических видео в обычных прямоугольных помещениях без установки и обслуживания купола. Этот продукт создан при поддержке Фонда содействия инновациям и с участием научных сотрудников и методистов. «ОСӠ. Кубосвод» позволяет создать цифровой планетарий в школе в обычных учебных классах с построением изображений карты звездного неба при помощи всего одного мультимедийного проектора.

Программно-аппаратный комплекс «ОСӠ. Кубосвод» включает в себя:

  1. Программное обеспечение «ОСӠ. Кубосвод»: демонстрация контента в реальном времени (преобразование исходного изображения на мониторе из проекций сферического зеркала или «Рыбий глаз»). В качестве контента могут выступать как фото- и видеоматериалы, так и сторонние программы, поддерживающие такой формат представления данных.

  2. Руководство по эксплуатации и простой интерактивной калибровке приложения для демонстрации в помещениях различных геометрических размеров.

  3. Методические рекомендации [4], включающие поурочный список примерных задач (практических заданий) на базе программы «Stellarium» по курсу астрономии (составитель — О.С. Угольников, канд. физ.-мат. наук, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН, председатель Центральной предметно-методической комиссии и жюри Всероссийской олимпиады школьников).

  4. Проектор.

  5. Рекомендации и Услуги по оборудованию помещения системой проекционных поверхностей-экранов (опционально).

Для использования программно-аппаратного комплекса «ОСӠ. Кубосвод» в рамках курса астрономии можно обратиться к популярной программе «Stellarium» [5], которая предлагает необходимый контент для работы — интерактивные карты звездного неба в различных форматах — и предоставляет широкий спектр возможностей работы с ними. На практике [6] это сочетание позволяет изучать, например, такие темы по Астрономии: 

  • Звезды и созвездия на небесном своде, их положение при различных точках наблюдения с поверхности Земли; 

  • Азимутальная и экваториальная координатные сетки; звездные карты Южного и Северного полушарий; навигация по звездам; 

  • Движение звезд с выбором различных широт положения наблюдателя; 

  • Параллакс, угловой размер небесных тел; 

  • Движение Солнца по небу в различные времена года; 

  • Движение Луны относительно Земли, движение Земли относительно Луны; 

  • Физические процессы на Солнце и т.д.,

и позволяет наглядно продемонстрировать такие явления, как:

  • изменение звездного неба с течением времени;
  •  соотношение сторон света и положения Полярной звезды в пространстве;

  • изменение угла солнечной эклиптики к горизонту с течением времени;

  • прохождение Солнца через Зодиакальные созвездия;

  • изменение изображения Луны с течением времени;

  • планеты Солнечной системы и их спутники;

  • звездные туманности, в том числе полный каталог объектов Мессье;

  • изменение положения солнечной эклиптики при смене широты и долготы;

  • вид звездного неба при взгляде с других космических объектов и др.

Таким образом, программно-аппаратный комплекс «ОСӠ. Кубосвод» при минимальных затратах на эксплуатацию становится незаменимым инструментом для изучения астрономии в школе как на базовом, так и на углубленном уровне.

Screenshot_7.png

Рис. 1. Угольников О.С. проводит урок по астрономии с использованием «OCӠ. Кубосвод».

Литература

  1. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (подготовлен Минобрнауки России 12.12.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regulation.gov.ru/projects#npa=60162

  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.

  3. Программно-аппаратный комплекс «OCӠ. Кубосвод» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oc3.ru/products/kubosvod/.

  4. Использование интерактивного программно-аппаратного учебно-научного комплекса «OCӠ. Кубосвод» в образовательной среде школы: метод. рекомендации / Угольников О.С. М.: OCӠ, 2010. 63 с.

  5. Программное обеспечение «Stellarium» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stellarium.org/

  6. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Н.В. Пушкова» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gympushkova.mskobr.ru/

Возврат к списку

А вы знаете, что

В 40 регионах РФ используют наши продукты
В нашей команде
60 методистов,
3 доктора наук,
11 кандидатов наук
Нашими продуктами пользуются в 56 странах мира
Более 7 500 000 пользователей наших разработок в интернете
согласно Яндекс Метрике
Анонс:
1-ая Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности  — с 20 ноября по 20 декабря 2017 года.
Нами выпущено 50 версий программных продуктов, выполнено более 80 крупных проектов