В школе дроби начинают проходить в четвертом классе. Но жизнь знакомит ребенка с дробями гораздо раньше школьной программы. Первый раз это происходит, когда хочется поделиться с другом конфетой, а она всего одна. И вот ребенок уже знает, что такое «половина» и что значит «пополам». А юные музыканты, придя в первый класс музыкальной школы, сталкиваются с дробями буквально на первых уроках: целые ноты, половинные, четвертные, «восьмушки». Значит, дроби – это не так уж и сложно, и можно попробовать в игровой форме начать освоение дробей, не дожидаясь поступления в четвертый класс. Нам поможет в этом приложение для развития математического мышления «ОСӠ. Матемашка. Задания 0-4». В нем отдельный раздел посвящен дробям.
Изучение дробей можно начать с подраздела «Доли». Доля, деление, делиться – эти слова, во-первых, помогают ребенку понять, что есть целое и его части – доли, которые меньше целого, а во-вторых, вызывают добрые чувства – желание делиться, понимание, что целое можно поделить и отдать часть другому.
Вот пицца, которую заказали в кафе во время детского праздника. На сколько частей разрезана пицца? Сколько частей пиццы съели дети? Какая часть пицца осталась на тарелке? Если ребенок еще не знаком с правилами написания дробей, можно просто посчитать эти части устно.
А вот утки на пруду. Всего уток – 6. Чему равна одна шестая часть от шести уток? Можно объяснить, что в записях обыкновенных дробей в верхней строчке записывается число долей, которое нам нужно взять – числитель, а в нижней строчке записывается то число, на сколько равных частей (долей) мы делим целое, – знаменатель.
Также для начала освоения дробей можно обратиться к подразделу «Оценка» (Оценка части целого). Здесь наглядно представлено, как целое (например, целая банка) заполняется на определенную часть. Нужно визуально разделить банку на несколько частей и понять, сколько частей заполнены.
Более сложный уровень понимания целого и дробей заложен в заданиях подраздела «Сравнение». Здесь целое – это линейка с делениями, на которой необходимо отметить часть, соответствующую написанной дроби. Шаг делений линейки соответствует знаменателю (на сколько частей делим целое).
В программе заложены и более сложные задания для освоения темы дробей, но начать стоит с предложенных нами выше и им подобных.