Наверх
Компания ОС3
Виртуальный мир — реальный результат!

Статьи

Александр Беленький, КомпьютерПресс №12/2008, фрагменты статьи.
«Те, кому не случилось учиться в школе в период повсеместной компьютеризации, вполне возможно, рисовали ленты времени на бумаге. Автор настоящей статьи был участником подобных экспериментов: несколько листов в клеточку из тетрадки за 2 копейки подклеивались так, чтобы получилась лента. Внизу чертилась горизонтальная временная шкала, десять клеточек — столетие. Для каждого значимого события проводилась вертикальная черта, над которой надписывалось название события и проставлялась его дата или даже рисовался значок, символизирующий событие. Надо сказать, занятие это было не только интересное, но и весьма полезное. Недостатки его заключались в необходимости стирать одни рисунки, чтобы поместить другие, и в переделывании отдельных фрагментов по нескольку раз.

Те, кто имел в школе доступ к компьютерам, возможно, выполняли подобные задания в том или ином графическом редакторе. В компьютере легко задать скроллинг вдоль временной шкалы. Временная шкала может быть линейной, при этом можно сравнивать протяженные события без искажения; на логарифмической шкале иногда удобнее отобразить события, поскольку количество событий, актуальных для их современников, всегда больше в недавнем прошлом, чем в давно минувших веках. Шкала также может быть масштабируемой, как показано на рис. 1.

 

Рисунок

Рис. 1. Схема масштабируемой шкалы

По мере перемещения красной линии количество отображаемых лет изменяется по гиперболическому закону, то есть вместо скроллинга доступно изменение временного периода, отображаемого на экране.

Сегодня для школьников, студентов и всех тех, кто хочет представить цепь исторических событий в виде ленты времени, предлагается большой арсенал специализированных инструментов — Timeline Software. В данной статье мы будем в первую очередь рассматривать проекты, нацеленные на визуализацию временных исторических процессов, и в меньшей степени — инструменты для автоматизации привязки бизнес-задач к временной шкале. Эта тема может быть отнесена к timelines, но имеет другие акценты и потому заслуживает отдельного разговора.

Средства создания таймлайнов можно разделить на офлайновые и онлайновые, то есть те, которые позволяют разработать проект непосредственно в Сети. В последнее время в Интернете появились обширные ресурсы, касающиеся создания лент времени, а также готовые проекты, где можно почерпнуть интересную информацию, полезную при создании собственных проектов. О том, как выбрать оптимальный инструмент для разработки Timeline-проекта и где найти информацию в Сети, и пойдет речь в данной статье.

...»

«ОСЗ ХроноЛайнер


Программа создана в рамках проекта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» и свободно распространяется для некоммерческого использования. «ХроноЛайнер» — это инструмент, который позволяет интегрировать различные информационные источники на основе хронологических взаимосвязей. Включает средство для визуализации, анализа и печати собранной информации.

Основной модуль программного комплекса «ОС3 ХроноЛайнер 1.0» позволяет работать с линиями времени, подготовленными в «ОС3 ХроноЛайнер 1.0. Редактор», в котором можно интегрировать в ленту времени мультимедийные объекты.

В программе предусмотрен вывод на печать структуры и содержимого линии времени. Причем можно напечатать любое из ее представлений — в виде шкалы разного типа, книги или хронологической таблицы. Можно печатать как одиночные линии времени, так и их всевозможные комбинации, синхронизованные по временной шкале. А с помощью специальной нумерации распечатанных листов и «реперных» точек на них, показывающих линии совмещения соседних страниц, можно создавать настенные плакаты. В зависимости от потребностей предмета преподаватель может выбирать линии времени из набора, входящего в «ОС3 ХроноЛайнер 1.0», или создавать новые.

Лента времени может быть представлена в разных видах: с подробными карточками событий (рис. 14), с краткими карточками с названиями событий (рис. 15) и в компактном виде, при котором каждое событие отмечено на экране точкой, работающей как кнопка со всплывающей подсказкой при наведении на нее мыши (рис. 16).

 

Рисунок

Рис. 14. Лента времени с отображением подробных карточек событий

Рисунок

Рис. 15. Режим отображения краткой информации по событиям

Рисунок

Рис. 16. «Компактный» режим в «ОСЗ ХроноЛайнер»

Особенность программы состоит в том, что она предоставляет учителю возможность создавать собственные файлы контентного наполнения ленты времени. Ряд тем уже предлагается в единой коллекции, включая те, что перечислены в таблице.

Ресурс предлагает темы не только по истории, но и по другим предметам. Например, на рис. 17 показана лента времени «Геохронология — геологические эры и эпохи», которая способствует формированию у учащихся представления об основных геологических периодах в истории Земли — от архея до кайнозоя. Материал включает описание наиболее значимых для развития биосферы Земли явлений природы и геологических процессов, а также изображения типичных представителей флоры и фауны различных периодов. Данный материал изучается на уроках физической географии.

 

Рисунок

Рис. 17. Лента времени «Геохронология — геологические эры и эпохи»

...»

 «Выводы

Средств создания лент времени очень много — от простейших, которые в основном предполагают автоматическую расстановку флажков с событиями на ленте времени, до весьма сложных, ориентированных на обучение и, помимо редактора, имеющих изрядное информационное наполнение. Причем, как показывает анализ, стоимость продукта зависит не только от его качества, но и в большей мере от того, кем и в рамках какого проекта создавался продукт. Небольшие редакторы, распространяемые коммерческими фирмами, могут стоить немалых денег, а масштабные проекты, разрабатываемые десятилетиями университетскими коллективами, с многомегабайтным контентом — поставляться бесплатно, например образовательный проект «Единая коллекция образовательных цифровых ресурсов». Кстати, из рассмотренных в статье продуктов на этом портале расположены три, в том числе два наиболее интересных в образовательном плане: «Современники» и «ОСЗ ХроноЛайнер». Поддерживается образовательным онлайн-сообществом и распространяется абсолютно бесплатно и проект Timeline Creator.

Онлайновых редакторов, позволяющих создавать более-менее сложные таймлайны, автор данной статьи в Сети не обнаружил. По-видимому, полноценные Web 2.0-проекты, где каждый желающий может указать свою биографию и биографии всех своих родственников на ленте времени, еще ждут своего часа. Ресурсы по разработке лент в онлайне, которые нам удалось протестировать, пока находятся в стадии бета-тестирования и развиты слабо.

Анализ готовых лент времени, доступных в Сети для просмотра, показывает, что тема эта представлена в самых разных направлениях и есть замечательные ресурсы, правда в основном англоязычные. При этом следует отметить, что наглядность проекта далеко не всегда соответствует возможностям технологической платформы, на которой он реализован. Удачный проект — это не только движок и хороший дизайн панелей и шрифтов, но и наглядность, интересные идеи и их графическая интерпретация. Для создания ленты времени требуется не просто расставить названия событий вдоль линии времени, но и так подобрать иконку к каждому событию, чтобы она занимала минимум места и точно ассоциировалась с ним. Реализаций лент времени в Сети множество, но это не значит, что на долю новых разработчиков ничего не осталось… История — наука живая: появляются новые факты, переосмысливаются старые — так что новые интересные таймлайны будут появляться и впредь. Надеемся, что данная статья поможет в разработке новых интересных проектов.»

Полный текст статьи

Возврат к списку

А вы знаете, что

В 85 регионах РФ используют наши продукты
Наши продукты используют в 29 странах мира