Наверх
Компания ОС3
Виртуальный мир — реальный результат!

РЭШ. Информатика 10 класс

РЭШ. Информатика 10 класс
Издательство «БИНОМ»
Официальный сайт:  https://resh.edu.ru/subject/19/
В рамках проекта разработаны интерактивные видео-уроки по предмету «Информатика» для 10-х классов, включающие дидактические и методические ресурсы открытого пользования по сценарным планам уроков, разработанным Заказчиком.

Уроки разработаны для воспроизведения их на портале РЭШ, а также для автономной работы на компьютерах и устройствах в программных приложениях поддерживающих воспроизведение файлов формата ePUB 3.0.1.
Описание
Всего разработано 18 видео-уроков по предмету «Информатика» для 10-х классов:

Урок 1. Информация и информатика. Информационная грамотность и информационная культура
Урок 2. Подходы к измерению информации
Урок 3. Информационные связи в системах различной природы
Урок 4. Обработка информации. Передача и хранение информации
Урок 5. История развития вычислительной техники
Урок 6. Основополагающие принципы устройства компьютеров
Урок 7. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем
Урок 8. Представление чисел в позиционных системах счисления
Урок 9. Арифметические операции в позиционных системах счисления
Урок 10. Некоторые сведения из теории множеств
Урок 11. Алгебра логики. Таблицы истинности
Урок 12. Преобразование логических выражений
Урок 13. Логические задачи и способы их решения
Урок 14. Кодирование текстовой информации
Урок 15. Обработка текстовой информации
Урок 16. Обработка графической информации
Урок 17. Кодирование графической и звуковой информации
Урок 18. Обработка мультимедийной информации

Создание урока включает производство дидактических и методических образовательных ресурсов:
- производство видеороликов;
- производство интерактивных элементов,
- производство тренажеров для практической части,
- производство КИМ для контрольной части,
- производство материалов для модуля дополнительных материалов (опционально - в зависимости от специфики изучаемого материала).

Контент уроков создан с использованием стилей дизайна РЭШ. При производстве уроков выполнены условия лицензионных соглашений, предоставляющих право на использование в них объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих третьим лицам. Обеспечено высокое качество разрабатываемых уроков: текста, изображений, монтажа, звукового оформления.

Созданные уроки:
  • включают мотивационный, объясняющий, тренировочный, контрольный модули и модуль дополнительных материалов (опционально - в зависимости от специфики изучаемого материала) в рамках каждого урока;
  • соответствуют ключевым теориям, идеям, понятиям и фактам области знаний, необходимым для соответствующего уровня общего образования;
  • отражают методы научного познания;
  • отвечают теме урока и его содержанию;
  • отражают сведения о достижениях современной науки, техники и технологий в предметной области;
  • способствуют формированию интереса к изучению предмета;
  • не содержат недостоверных фактов;
  • текст дидактических и методических ресурсов изложен в соответствии с нормами современного русского языка, язык изложения понятен и соответствует возрастным группам;
  • в дидактических и методических ресурсах отсутствуют ошибки и опечатки;
  • видеоролики и интерактивные элементы не просто транслируют сведения, побуждают обучающихся к различным видам деятельности, но и построены с учетом возможности моделирования различных учебных ситуаций как в традиционной классно-урочной системе, так и для дистанционных форм и самостоятельного изучения;
  • сюжет видеоролика представляет динамично развивающийся тематический замысел, чтобы удерживать внимание и интерес учащихся.
Мотивационный модуль
Хронометраж видеоролика определен исходя из рабочей программы по предмету, но не превышает 15 минут. Обеспечена синхронная стерео запись звука по утвержденным нормам качества. В звуковом оформлении видеоролика использованы эффекты – звуковое оформление смены планов видео, вывода инфографики, инфообъектов, титров, а также закадровая музыка. Видеоролики сопровождаются единой заставкой. Титры, размещаемые в начале каждого видеоролика должны содержат:
- название учебного предмета,
- класс,
- тема урока (должна соответствовать теме соответствующего урока РП и СП),
- имя и фамилия автора урока, его регалии в соответствии с СП.

Объясняющий модуль
В видеоролике объясняющей части раскрыта тема урока. В соответствии с разработанными сценарными планами организовано производство интерактивных элементов уроков. В объясняющем модуле содержатся интерактивные элементы, в соответствие с разработанными сценарным планам.

Формат интерактивных элементов представляет собой модели, лаборатории, управляемые пользователем с помощью мыши или тачскрина и оформленные с использованием технологии HTML5/CSS/JavaScript.

Интерактивные элементы урока содержат следующие типы образовательных материалов:
- текстовые и графические (с элементами навигации);
- аудиоматериалы;
- видеоматериалы;
- материалы визуального моделирования;
- наглядные материалы (с элементами функций управления).

Их включение обусловлено педагогической и методической целесообразностью. Интерактивные элементы урока способствуют расширению возможности выполнения следующих учебных задач:
- реалистичное представление объектов и процессов;
- воздействие на учебный материал и получения ответных реакций (тестирование, виртуальные опыты);
- моделирование свойств, характерных для изучаемых объектов и исследуемых процессов (установка заданных параметров, коэффициентов, условий);
- расширение возможностей самостоятельной учебной работы (справочники, словари, энциклопедии, схемы, карты, таблицы);
- повышение производительности обучаемого (структурирование материала, адаптивный поиск).

Тренировочный и контрольный модули
Тренировочный модуль представляет собой комплект практических заданий, которые ученик может выполнять неограниченное количество раз. Результаты выполнения заданий тренажера оцениваются статусом «верно – неверно». Тренажер обеспечивает проверку знаний и отработку навыков, полученных по итогам изучения каждого урока и способствует эффективному усвоению его содержания.

Тренировочный модуль может выполняться в двух режимах: тренировочном и последовательном. При тренировочном режиме пользователь может в любой момент переходить от одного задания к другому (независимо от того, в какой стадии находится выполнение задания и насколько данное выполнение правильно), проверять правильность выполнения (происходит сравнение с ключом: пользователю показывается, что он сделал правильно, а что – неправильно), посмотреть правильный ответ, начать выполнение задания заново. При последовательном режиме пользователь может перейти к следующему заданию только после выбора проверки задания (независимо от того, правильно он ответил или нет). При этом пользователю показывается сравнение с ключом.

Тренировочный модуль включает:
- тренажеры (не менее 8 типов в составе не менее 8 заданий);
- вариативная часть:
  - лабораторные опыты (не менее 1 задания);
  - практические работы (не менее 2 заданий);
  - возможность работы с интерактивными контурными картами (1-2 задания);
  - задания повышенного и высокого уровней сложности (не менее 3 заданий каждого уровня).

Контрольные задания, предлагаемые в конце каждого урока, отличаются от упражнений на тренажерах, прежде всего тем, что контрольные задания выполняются в условиях одноразового прохождения. В отличие от тренажера, результаты контрольных заданий в конце урока определяют или влияют на формирование промежуточных или итоговых оценок уровня успешного освоения изучаемого предмета.

Контрольный модуль включает:
 - контрольные задания для самостоятельной работы по уроку (не менее 3 типов в составе не менее 3 заданий с оценкой результатов). Каждое задание имеет не менее 2 вариантов, при повторном прохождении учащимся контрольного модуля вариант задания меняется.

Тренировочный и контрольный модули предусматривают следующие типы тренажеров и контрольных заданий:
  1. Единичный / множественный выбор;
  2. Выбор элемента из выпадающего списка;
  3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
  4. Ребус – соответствие;
  5. Добавление подписей к изображениям;
  6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
  8. Кроссворд;
  9. Сортировка элементов по категориям;
  10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
  11. Мозаика;
  12. Подчеркивание, зачеркивание элементов;
  13. Выделение цветом;
  14. Филворд - английский кроссворд;
  15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
  16. Автоматически заполняемый кроссворд;
  17. Смежный граф (автоматически заполняемый);
  18. Лента времени;
  19. Рисование;
  20. Географические карты;
  21. Кастомный интерактив.

Дополнительный модуль

Дополнительный модуль направлен на предоставление дополнительного материала для углубленного изучения темы урока и содержит справочные материалы к уроку:
- тезаурус основных терминов и понятий, используемых во время урока;
- таблицы, схемы, изображения, аудиоматериалы, инфографика;
- ссылки на дополнительные материалы и ресурсы партнеров проекта РЭШ;
- вариативная часть: список обязательной и дополнительной литературы для углубленного изучения темы

В зависимости от целей конкретного урока набор модулей и их продолжительность могут меняться, общий хронометраж урока 40-45 минут. 
Каждый модуль состоит из атомарного контента следующих типов и форматов:

1. Изображение в формате PNG, JPG, SVG, GIF
1.1. Фотография
1.2. Рисунок/картина
1.3. Схема
1.4. Карта/атлас
1.5. График/диаграмма   
1.6. Чертеж
1.7. Инфографика

2. Текст в формате DOC, RTF, TXT, HTML, LaTeX (только для формул)
2.1. Блок текста
2.2. Цитата
2.3. Примечание
2.4. Всплывающий текст
2.5. Ссылка
2.6. Символьный/исходный код
2.7. Формула

3. Видео в формате MPEG, AVI, WebM
3.1 Видео с закадровым голосом
3.2 Постановочное видео с преподавателем
3.3 Видео с сурдопереводом
3.4 Видео с субтитрами

4. Аудио в формате MP3
4.1 Аудио-элемент, который необходимо записать
4.2 Аудио-элемент в виде записи существующего произведения
4.3 Аудио-элемент для создания эмоционального фона

5. Проверочный элемент (задание, тестовый вопрос) в формате QTI, HTML5/CSS/JavaScript + QTI, текстовый шаблон описания

6. Интерактивный объясняющий элемент в формате HTML5/CSS/JavaScript
6.1 Статический объект, реагирующий на действия пользователя
6.2 Анимированный объект, реагирующий на действия пользователя

Скриншоты
Применение
В рамках проекта «Российская электронная школа» для учащихся среднего общего образования разработаны уроки, обеспечивающие условия реализации отдельных требований ФГОС СОО, направленные на решение коммуникативных и познавательных задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, способами изучения природы и общества, формирование общеучебных компетенций.
Применение разработанных уроков способствовует развитию интереса учащихся к изучаемым предметам, самому процессу обучения.

При разработке уроков по предмету «Информатика» учтены требования федерального государственного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).

1. Концептуальные требования
Разработанный электронный продукт соответствует следующим концептуальным требованиям:
  • ясное и четкое определение целей и задач обучения с использованием предлагаемого электронного продукта;
  • новизна (отличительные особенности, оригинальность) предлагаемой разработки относительно традиционного подхода, ее соответствие потребностям информационного общества;
  • соответствие достигаемым образовательным результатам;
  • методический потенциал, обоснованность целесообразности предлагаемых форм и методов организации образовательного процесса с использованием электронного продукта заявленным целям;
  • адекватность избранных технологических подходов поставленным задачам, использование преимуществ ИКТ;
  • соответствие ведущим международным тенденциям.
2. Содержательно-методические требования
2.1. Педагогическая целесообразность содержания:
  • соответствие содержания электронного продукта регламентируемым Министерством просвещения Российской Федерации нормативным требованиям, учебным планам и иным документам;
  • соответствие основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т.д.);
  • логичность и последовательность в изложении учебного материала и организации учебной деятельности;
  • поддержка межпредметных связей;
  • оптимальность, эффективность и разнообразие предлагаемых форм и методов контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых):
  • множественность в типологии тестовых заданий, заданий тренажеров, контрольных работ, проблемно-поисковых и эвристических заданий;
  • вариативность тестовых заданий, заданий тренажеров, контрольных работ, проблемно-поисковых и эвристических заданий;
  • адекватность оценивания уровня учебных достижений учащихся;
  • адекватность технологических решений и форм представления материала (аудио, видео, анимация, графика, таблицы) решаемым педагогическим задачам.
2.2. Соответствие современным направлениям модернизации образования (ориентация на новые образовательные результаты):
  • формирование общеучебных умений и компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний;
  • приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
  • развитие умений работы с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации);
  • выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала;
  • формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
  • развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
  • формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение;
  • развитие толерантности, т.е. понимания, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения.
2.3. Соответствие возрастным особенностям учащихся средней школы:
  • соответствие учебных заданий возрасту обучающихся;
  • соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучающихся за счет наличия возможности регулировки и/или пошагового представления учебного материала;
  • учет психологических особенностей учащихся для активизации внимания и развития интереса к предмету;
  • приемлемость требований к уровню технической подготовки обучающихся.
2.4. Возможность вариативности образования:
  • наличие в содержании компоненты, обеспечивающей реализацию уровневой дифференциации (наличие нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала);
  • наличие возможности изменения последовательности подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения;
  • наличие разнообразных средств ведения диалога: вопросы в произвольной форме, ключевые слова, форма с ограниченным набором символов и др.
2.5. Методическая встроенность электронного продукта, согласованность с другими учебными материалами:
  • четкость определения роли, места и времени использования электронного продукта;
  • целесообразность предлагаемых форм и методов организации образовательного процесса: использование современных методов организации образовательного процесса, нацеленных на мотивацию учеников, работу с информацией, исследовательскую деятельность, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе межпредметных связей и т.п.;
  • использование форм самостоятельной, групповой и индивидуальной учебной деятельности; изменение характера взаимодействия учителя и ученика (активная самостоятельная деятельность учеников, учитель в роли консультанта, научного руководителя);
  • наличие методической поддержки ресурса.
3. Эргономические требования
3.1. Удобство интерфейса и его соответствие решаемым образовательным задачам:
  • стандартизация интерфейса всех разрабатываемых электронных материалов;
  • ясность диалога, т. е. возможность легко понять основы функционирования;
  • легкость обучения и использования, т. е. возможность освоения интерфейса в процессе работы за счет того, что электронный продукт предоставляет помощь и обрабатывает все возможные ошибки пользователя;
  • надежность, т. е. защита данных, устойчивость к ошибкам обучаемого, наличие защиты от некорректных действий;
  • удобство навигации;
  • дружественность интерфейса (наличие системы подсказок и помощи; отсутствие элементов, угнетающе действующих на психику; наличие и интуитивная понятность графических представлений объектов меню; использование унифицированных пиктографических систем обозначений).
  • способность полностью использовать возможности компьютера в обработке и представлении информации там, где это необходимо с точки зрения взаимодействия с пользователем;
  • наличие возможности настраивать ресурс для разных учащихся, самостоятельно производить настройки, в том числе разрешать или запрещать использовать параллельно с ЭОР другие программы и т.д.
3.2. Качество экранного дизайна:
  • четкость представления текста и графики;
  • соответствие цветовых, текстовых, звуковых решений, информативной насыщенности и гармоничности экранов эргономическим требованиям и возрастным психолого-педагогическим особенностям учащихся, положениям нормативных документов, определяющих качество товаров для обучающихся;
  • эргономическое качество: цветовая гамма, качество воспроизведения, использование удобных для чтения шрифтов.
3.3. Качество мультимедиа компонентов
Требования к качеству мультимедиа компонентов определяется эстетическими требованиями и решаемыми образовательными задачами.

4. Требования к урокам в электронной форме.
4.1. Организационно-педагогические требования
  • для каждого урока осуществлена привязка к учебному плану рабочей программы; каждый урок обеспечивает решение определённой дидактической задачи;
  • все материалы предоставляют равнозначные возможности для использования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами (разных типов заболеваний) по части обязательного содержания разнородных элементов в одном уроке (аудио, видео, текстовые, интерактивные) и проигрываться на устройствах с различным типом ввода\обработки информации.
4.2. Требования по составу уроков по функции в учебном процессе
  • уроки содержат видеоматериалы (видеоролик) предметов, процессов, явлений, событий;
  • уроки ориентированы на работу с информационными текстами, с различными словарями и справочниками (предполагают мотивацию обучающегося на самостоятельный поиск нужной информации в тексте, тренинг в преобразовании информации, развитие способности понимать самые разные тексты);
  • уроки обеспечивают функцию самоконтроля знаний учащихся за счёт наличия "Подсказки", доступной для просмотра после неверной попытки ответа (реакции на действия пользователя) и за счёт функционала сверки с ключом правильного ответа, показа правильного ответа.
4.3. Методические требования к урокам:
  • уроки поддерживают различные формы организации образовательного процесса – аудиторную, проектную, дистанционную, самообразование;
  • обеспечивают возможность изучения предмета на основе деятельностного подхода за счет внедрения элементов эксперимента и исследования в учебный процесс;
  • позволяют быстрее и эффективнее освоить школьный курс, повышают запоминаемость материала;
  • повышают степень эмоциональной вовлеченности учеников, обеспечивают возможность постановки творческих задач и организации проектной работы;
  • позволяют автоматически проверять результаты деятельности учащегося, формировать оценку и передавать ее системам управления учебным процессом.

Уроки реализуют следующие потребности:

  • возможность графического проектирования, создания графических объектов, преобразования, разрезания и склеивания, геометрических построений;

  • возможность работы с моделями на картографической основе как по презентационной схеме, так и в режиме проверяемых заданий;

  • возможность работы с лентами времени (выстраивание последовательности событий на ленте времени; визуализации различных временных промежутков: век, год, месяц, день, час и т.д.; формирование представления о часовых поясах; сравнительный анализ нескольких лент времени);

  • возможность ввода и преобразования текстовой и графической информации для создания собственных «текстов культуры», творческих продуктов (для создания творческих проектов посредством ввода и преобразования текстовой и графической информации).

Уроки учитывают возрастные и психофизиологические особенности подростков и специфику методики работы с ними, особенности усвоения детьми различных образовательных областей, а также специфику работы с разными средствами предъявления информации.

Возраст: 8-11 класс

А вы знаете, что

В 40 регионах РФ используют наши продукты
В нашей команде
60 методистов,
3 доктора наук,
11 кандидатов наук
Нашими продуктами пользуются в 56 странах мира
Более 7 500 000 пользователей наших разработок в интернете
согласно Яндекс Метрике
Анонс:
Пополнение библиотеки игровых заданий для продукта "ОС3. Умный пол" по теме прошедшего Чемпионата Мира по футболу.
Нами выпущено 50 версий программных продуктов, выполнено более 80 крупных проектов