Игра «Умное счастье» и организация образовательного пространства
Встраивание игры «Умное счастье» в образовательное пространство возможно в формате урочной, внеурочной и внешкольной деятельности детей. Остановимся на каждом из возможных форматов.
Финансовая грамотность имеет ярко выраженный метапредметный характер и не является проекцией определенной сферы научного знания. Вместе с тем требования по формированию финансовой грамотности нашли свое отражение в нормативных документах, регламентирующих образовательное пространство школы и зафиксированных в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, и могут быть включены в образовательный процесс школы.
Урочная деятельность
Использование игры в начальной школе связано с возможностью ее встраивания непосредственно в изучение таких предметов, как «Окружающий мир», «Математика», «Технология».
ФГОС НОО содержит целый ряд требований к образовательным результатам, которые могут успешно достигаться в рамках изучения вопросов финансовой грамотности по данным предметам.
Математика:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
-
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Окружающий мир:
- осознание норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Традиционно в учебных материалах для начальной школы внимание уделяется развитию навыков здоровьесберегающего поведения в его природном проявлении. Освоение рационального, финансово грамотного поведения школьниками может и должно рассматриваться как освоение моделей здоровьесберегающего поведения в социальной среде.
Технология:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
Этот образовательный результат может быть достигнут, к примеру, в рамках знакомства с вопросами о формировании семейного бюджета, знакомства с основами предпринимательства.
Использование игры также возможно и в основной школе. В первую очередь, это связано с изучением предметной области «Общественно-научные предметы». Так, например, изучение курса «Обществознание» предполагает:
- формирование у обучающихся личностных представлений об основах социальной ответственности;
-
понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
-
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений.
Внеурочная деятельность
Педагогический потенциал внеурочной работы школ позволяет использовать игру в рамках тематических недель (школы вводят практику недели финансовой грамотности), «сезонных» викторин, приуроченных к окончанию четверти / семестра, в рамках кружковой работы, а также классных часов (в том числе, предполагающих совместное проведение с родительским активом, например, в начальной школе).
Внешкольная деятельность
За рамками образовательной организации игра «Умное счастье» может быть использована на площадках детских городских лагерей, в работе организаций системы дополнительного образования для детей возраста 9-13 лет, в работе библиотек и других организаций культуры.
Любая форма, в рамках которой была использована игра «Умное Счастье», позволяет перенести полученные знания на самостоятельные действия детей возраста 9-13 лет, выражающиеся в финансово грамотных моделях поведения.
Алгоритм проведения игры и вариативность организации работы с игрой
Игра состоит из двух частей — разминки и основной игры — и рассчитана на 1 школьный урок (45 минут). Игра командная и носит соревновательный характер. Каждая команда должна состоять из 4-5 человек.
Программа с игрой устанавливается на компьютер и транслируется в форматах «для участников» и «для учителя». Помимо интерактивной части с проекцией на полу игра имеет пользовательский интерфейс для учителя — набор экранов с настройками для запуска и завершения игры, а также всплывающие по ходу игры подсказки с правилами игры.
Этап разминки предполагает работу с тематической викториной. Разминка может рассматриваться как необязательный элемент, но на данном этапе решаются, в том числе, вопросы мотивации к будущему участию в игре, к более осознанному включению в процесс изучения вопросов финансовой грамотности. Количество вопросов в викторине можно регулировать, всего викторина содержит 10 вопросов.
В ходе подготовке к игре определяется состав и название команд. Состав команды – до 5 человек. Учитель вводит название каждой команды на стартовом экране в специально разработанной форме и запускает игру. Далее первая команда приступает к выполнению своего первого задания.
Этап основной игры достаточно подробно и наглядно описан в видеопрезентации, которая предложена разработчиками.
В ходе состязания каждая команда должна найти правильный выход из трех жизненных ситуаций нарастающей сложности, которые связаны с проявлением финансовой грамотности учащимися.
Каждое задание решается строго за пять действий — пять действий по количеству участников команды. Игроки в игре выступают в роли «фишек». Сначала все команды по очереди решают задания первого уровня, затем второго уровня и, наконец, третьего. Если в команде меньше участников, то один игрок может совершить несколько действий.
Помимо формирования финансовой грамотности по ходу игры решаются вопросы формирования коммуникации, сотрудничества и развития творческого потенциала у учащихся, а также принятия самостоятельных решений.
Каждая команда, выполняя разнообразные задания, ищет наиболее эффективные решения жизненных задач. Типичные ситуации, с которыми работают ученики, могут быть связаны со следующими разделами финансовой грамотности: планированием бюджета (доходами и расходами), распределением финансовых ресурсов (личные сбережения), пользованием финансовыми и банковскими услугами (кредиты).
Цель игры – получить максимальное количество победных очков («счастья»), что и определяет команду-победителя.
Перед проведением игры учителю необходимо ознакомиться со следующей документацией:
- руководством пользователя;
-
технической документацией по настройке и запуску игры;
-
правилами игры «Умное счастье»;
-
видеопрезентацией об игре.
За счет интерактивного, игрового формата обучения, помимо трансляции важной информации, игра способствует развитию у детей коммуникативных навыков, лидерских качеств, умения взаимодействовать в команде. Задания внутри уровня выпадают автоматически случайным образом, но не повторяются у разных команд, поэтому игра представляет множество вариантов прохождения.