Основные подходы к преподаванию курса «Финансовая грамотность на уроках истории»
Материалы курса финансовой грамотности выступают дополнением к уже существующему учебнику по истории и структурируются последовательностью исторических тем, а не внутренней логикой курса финансовой грамотности.
В УММ учтено, что некоторые предлагаемые нами материалы могут быть проигнорированы преподавателем (в частности, из-за нехватки времени) и финансовые знания и умения, заложенные в каком-то одном конкретном историческом примере, не будут переданы ученику.
Отсюда следует, что наша основная задача — предложить школе такие материалы, которые одновременно:
-
были бы интересны и полезны, могли бы заинтересовать преподавателя с точки зрения расширения и дополнения знаний учащихся в области истории;
-
решали бы задачу распространения финансовой грамотности.
Такие материалы могут быть изучены тремя основными способами:
-
в течение части обычного урока или в качестве домашнего задания при изучении того или иного раздела курса всеобщей истории или истории России;
-
в ходе отдельного урока (в рамках основной программы истории или специального факультатива), который будет целиком посвящен работе с материалами по финансовой грамотности, дополняющими только что пройденный раздел курса всеобщей истории или истории России;
-
в рамках самостоятельного изучения самим учеником, в рамках электива или факультатива.
Авторы УММ также учли, что:
-
каждый материал УММ предполагает наличие некоторых знаний у ребенка по истории (текст учебного пособия по финансовой грамотности в большинстве случаев является прямым продолжением какого-то текста из учебника истории);
-
не во всех школах или классах преподается «Экономика», поэтому у учащегося могут отсутствовать базовые экономические знания, что учтено при подготовке материалов по финансовой грамотности;
-
у учащихся школы, где будут изучаться УММ, вероятнее всего, отсутствуют какие-либо знания в области финансовой грамотности.
Поэтому финансовые знания и умения, преподаваемые на уроках истории, сведены к нескольким простым, но постоянно повторяющимся тезисам (знаниям, установкам). Такое повторение не будет выглядеть навязчивым, поскольку эти тезисы будут чередоваться, а обращение учителя истории к материалам по финансовой грамотности будет происходить не на каждом уроке истории, а через некоторые паузы.
Типичный сценарий подачи проблематики финансовой грамотности на уроках истории построен следующим образом:
-
краткое описание исторического контекста, отсылающее читателя к конкретным главам учебника по всеобщей истории или истории России, где этот период рассматривается подробнее;
-
развернутое описание экономического контекста, конкретной исторической ситуации, через которую проявляется, которая выводит нас на одно из понятий финансовой грамотности, или непосредственно исторической формы финансового понятия, явления.
При этом каждый материал содержит следующие обязательные элементы:
За каждым таким материалом следуют выводы, контрольные вопросы и проверочные задания, вопросы для обсуждения или самостоятельной проработки. Через эти вопросы и материалы реализуются все необходимые аспекты методики обучения (в частности, активные и интерактивные методы) в духе системно-деятельностного подхода.
Через них показывается связь исторических явлений с современностью (например, говоря об отличиях настоящих и поддельных ассигнаций времен Отечественной войны 1812 года, мы обращаем внимание ученика на сайт Банка России для того, чтобы он нашел степени защиты современных банкнот).
Через контрольные вопросы фокусируется внимание учащегося на понятиях финансовой грамотности, которые могут быть неочевидны при раскрытии какого-то исторического сюжета (это может быть обусловлено существенными различиями в проявлениях исторических и современных финансовых инструментов — например, между историческими полноценными серебряными монетами и современными фиатными бумажными деньгами).
Разноуровневые вопросы позволяет сделать курс более дифференцированным.
Региональный компонент
Некоторые материалы носят ярко выраженный национально-региональный или этнокультурный характер. Являясь при этом дополнениями к основной программе по истории, они могут быть использованы в отдельных субъектах Российской Федерации в качестве основного материала на уроках, обозначенных в Примерной программе основного образования как «Наш регион» (например, материалы про сибирскую монету или марки Российско-американской компании, имевшие ограниченную территорию обращения).
Необходимо также отметить, что в УММ опубликован цикл учебных материалов, рассматривающих финансовые вопросы в контексте ценностей различных религий (православия, католицизма, протестантизма, иудаизма, ислама, буддизма, то есть всех основных религий, которые исповедуют народы Российской Федерации). Эти материалы также носят ярко выраженный национально-региональный или этнокультурный характер.
Учебники по истории из федерального перечня
При разработке курса «Финансовая грамотность на уроках истории» акцент делался прежде всего на обязательных темах, сформулированных в Примерных программах, которые в силу своей обязательности должны быть включены во все учебники из Федерального перечня. Таким образом, большинство тем учебного пособия синхронизированы с темами, раскрываемыми во всех учебниках истории, включенных в Федеральный перечень.
В то же время в учебном пособии есть материалы, которые связаны с темами, не упоминаемыми в Примерных программах (например, «Золотая лихорадка в Австралии»). В таких случаях, в методическом пособии для каждого учебника указано, в рамках изучения какого раздела имеет смысл обратиться к соответствующему материалу учебного пособия по финансовой грамотности.